Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Минск
Могилев
+375 29 677-00-99

22.04.2024

Указ «О стимулировании использования электромобилей»: работает ли и на что влияет?

12 марта 2020 года был подписан Указ № 92 «О стимулировании использования электромобилей», который впоследствии редактировался Указом № 447 от 22 ноября 2021 года, добавившим несколько  важных изменений. Таким образом, окончательно было сформировано правовое поле, дающее новые возможности как для физических лиц, так и для бизнеса. Срок действия Указа продлен до конца 2025 года, осталось только разобраться, удается ли бизнесу получать максимальную пользу от законодательного акта.

Какие автомобили нужны юрлицам?

Автопарк предприятий всегда был лакмусовой бумажкой для понимания общей ситуации на автомобильном рынке. Бизнес умеет считать деньги, поэтому автопарк юрлиц формируется не из модельных предпочтений директора или ответственного за приобретение транспорта лица, а исключительно из коммерческих интересов и во главу угла всегда ставились:

  • задачи, которые должны выполнять автомобили предприятия;
  • стоимость;
  • ресурс;
  • ремонтопригодность;
  • ликвидность;
  • предоставляемые государством различные налоговые льготы.

Именно поэтому цвет, комплектация и прочие составляющие, интересные при покупке автомобиля в личное пользование, для бизнеса обычно вторичны (если только VIP-автомобили не являются приоритетной составляющей при реализации бизнес-стратегии). Бизнес всегда смотрит в суть, а то, что сейчас в его фокусе внимания электромобили, подтверждает тот факт, что в налоговые инспекции, другие органы и специализированные СМИ чаще поступают вопросы о практике применения того или иного пункта законодательства, связанного с эксплуатацией электротранспорта. 

Инвестиционный вычет

Одной из основных преференций для бизнеса в стимулировании использования электромобилей справедливо считают возможность применения инвестиционного вычета в размере до 100%. Инвестиционный вычет – это возможность отнести в затраты по производству и реализации части или полной суммы первоначальной стоимости основных средств, а также части вложений в их реконструкцию.  

Изначально его можно было применить к легковым электромобилям (категории M и MG), но в новой редакции Указа такое право распространилось и на грузовой транспорт (категории N и NG). Важным моментом можно назвать и то, что в рамках налогового законодательства льгота распространяется не только на покупку, но и на приобретение электромобилей в лизинг с возможностью последующего выкупа.

На словах это звучит убедительно, а что же на практике? Все тоже достаточно привлекательно: если организация приобретает электромобиль стоимостью, допустим, 75 000 рублей, то применение инвестиционного вычета позволит бизнесу компенсировать за счет налога на прибыль 20% затрат.

Что касается практической части, бухгалтерию предприятий интересовал важный вопрос: электромобиль приобретен в 2022 году, к нему был применен инвестиционный вычет, после чего предприятие начало начислять амортизацию по ускоренному графику. Вопрос заключался в том, можно ли организации в наступившем 2024 году уменьшить налогооблагаемую базу как на сумму амортизации, так и на налоговый вычет. 

Казалось бы, инвестиционный вычет и амортизационные начисления движутся  параллельными курсами, не мешая друг другу, но в ст. 170 Налогового кодекса найдена точка пересечения: инвестиционный вычет можно применять с месяца, с которого в соответствии с законодательством началось начисление амортизации. И воспользоваться этим правом можно в течение двух лет.

Иными словами, пока не началась амортизация по приобретенному объекту основных средств, инвестиционный вычет к первоначальной стоимости этого основного средства невозможен. Эта ситуация и смущала организации, поскольку законодательство достаточно новое, как и сам факт использования электрокаров в стране, и практика применения сулила тернистый путь проб и ошибок.

Но в той же статье Налогового кодекса указано: «Применительно к одному и тому же объекту основных средств, используемому в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет может быть применен плательщиком повторно только в отношении стоимости вложений в реконструкцию, ранее не принятой для расчета инвестиционного вычета». То есть при вложении в реконструкцию основного средства право на применение инвестиционного вычета не зависит от начисления амортизации.

Это значит, что расходы на приобретение  электромобиля можно учитывать в затратах два раза: 1) как инвестиционный вычет в размере 100% от стоимости авто; 2) как амортизацию в период использования транспортного средства. 2:0 в пользу бизнеса.

НДС

С остальными преимуществами разобраться проще – они схожи с преференциями для физлиц. В частности, нулевой НДС при ввозе электромобиля стал существенным козырем электрической тяги в борьбе с ДВС. Правда, Указом № 477 было подкорректировано, что от уплаты НДС освобождаются ввозимые юрлицами электрокары, с даты выпуска которых прошло не более пяти лет. Но вряд ли это серьезно изменило ситуацию, поскольку в отношении электромобилей фактически для всех потенциальных покупателей интересен в первую очередь рынок новых автомобилей.

Важно и то, что наряду с транспортом на электротяге от уплаты НДС до 31 декабря 2025 освобождаются и ввозимые производителями электромобилей на территорию Беларуси автокомпоненты. Под это определение в соответствии с Указом подпадают необходимые для производства электромобилей товары – детали, узлы, комплектующие изделия, химическая и лакокрасочная продукция и другое. Основанием для освобождения от уплаты НДС при ввозе автокомпонентов является представление в таможенный орган (налоговый орган при ввозе с территории государств – членов ЕАЭС) заключения Министерства промышленности. В таком заключении должны отражаться следующие сведения:

  • наименование, количество, стоимость автокомпонентов, а также информация о лицах, осуществляющих ввоз, реквизитах внешнеторговых договоров (контрактов), на основании  которых осуществляется ввоз автокомпонентов;
  • подтверждение, что осуществляющие ввоз лица являются организациями – производителями автокомпонентов:
  • о том, что ввозимые автокомпоненты предназначены для производства электромобилей;
  • об отсутствии производства ввозимых компонентов на территории РБ.

Также в Указе прописано, что в случае нецелевого использования автокомпонентов, ввезенных с освобождением уплаты НДС, соответствующий налог будет взыскиваться в соответствии с законодательством. Все эти меры созданы, чтобы предотвратить появление в Беларуси «серого» рынка автозапчастей для электромобилей.

Выше перечислялись критерии, по которым юрлица обычно выбирают автомобили в свой автопарк, и наличие официального рынка оригинальных запчастей положительно отражается на ресурсности и ремонтопригодности ввозимых электрокаров. Это в очередной раз доказывает, что меры по стимулированию использования электромобилей не фиктивные, а действительно действенные.

Транспортный налог

Как известно, в этом вопросе Налоговый кодекс также на стороне потребителя. В нем сказано, что «не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства /…/ категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем». Эта мера касается как физлиц, так и организаций.

С текущего года по транспортному налогу вводится префайлинг (предварительное формирование налоговой декларации на основе данных налоговых органов): налоговые органы по имеющимся у них сведениям сами заполняют декларации по налогу и направляют их организациям-плательщикам. И то, что в документе не указывается транспортный налог, подтверждает, что электромобиль не является объектом его обложения, и авансовые платежи по нему не начисляются и не уплачиваются. 

Подведение итогов будет кратким. В марте 2024 года доля продаж электромобилей на белорусском рынке составила 5,4% от всех реализованных новых легковых автомобилей. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года цифра была значительно скромнее – 1,9%. Точной информации по количеству приобретенных юрлицами электрокаров нет, но то, что «зеленые номера» все чаще встречаются не только возле коттеджей, жилых домов и на городских парковках, но и в составе автопарка юридических лиц, – это факт.

Поделись с друзьями