27.12.2024
Выгодно, если перестроить мышление. Какие перспективы у электрического коммерческого транспорта
Электрокары уже заняли свою долю рынка среди легковых автомобилей для физических лиц, и теперь самое время поговорить о том, насколько такой вид транспорта востребован в бизнесе. Готовы ли владельцы белорусских компаний пересаживать своих работников на «электрички», выгодно ли это и какие опасения возникают? Идем разбираться!
Наши неизменные эксперты – специалисты отдела продаж «Атлант-М Электромобили».
Стоит сразу оговориться, что использование электрического транспорта в коммерческих целях – достаточно широкий спектр направлений, основные среди которых: такси и использование электрокаров в курьерской доставке или малотоннажных грузоперевозках. И поскольку это совершенно разные бизнесы, рассмотрим их по отдельности.
Электрокары в такси: выгодно и перспективно
То, что электромобили весьма эффективны в такси, понятно уже по количеству «зеленых номеров», которое мы видим на улицах столицы.
Простой расчет: одного заряда электромобиля в 300 км хватает, как правило, на одну смену таксиста. Стоимость «электрозаправки» составляет порядка 25 рублей, тогда как траты на 92-й бензин при расходе в 8 л/100 км будут в два раза больше.
Так что неудивительно, что крупные автопарки сегодня начали приобретать значительные партии электромобилей. Средний чек в таких закупках – порядка 20 тысяч долларов в эквиваленте. Предполагается, что такие машины окупятся и начнут зарабатывать уже в течение одного-двух, максимум трех лет.
Что касается модельного ряда, то владельцам бизнеса такси интересны прежде всего BYD e2, BYD Dolphin, BYD Qin Plus – прежде всего из-за цены, оснащенности и дальности хода на одном заряде.
Если же ориентироваться на мнение таксистов, то из этого перечня они точно предпочтут BYD Qin Plus (эта модель стоит порядка 20-22 тысяч долларов в эквиваленте) – это самый вместительный автомобиль в данной категории. По габаритам он сопоставим с VW Jetta, особенно он может похвастаться большим багажником. Тогда как e2 и Dolphin схожи с Kia Rio, то есть это относительно небольшие автомобили.
Кроме того, у BYD Qin Plus традиционно все хорошо с «дальнобойностью»: при заявленных 510 км спокойно выезжает 350 км – сказываются поездки в нагруженном состоянии.
Популярность использования электромобилей в такси во многом объясняется тем, что в данном случае даже особенности такого вида транспорта становятся его преимуществами.
Например, в городских поездках максимально эффективно работает рекуперация: короткие отрезки и частые замедления становятся залогом дальнобойности электрокара, при условии, если правильно пользоваться автомобилем и меньше жать на педаль тормоза, а применять торможение двигателем.
Второй момент – отсутствие необходимости стоять в часовых пробках на АЗС с газовой заправкой. Да, спрос на зарядные станции для «электричек» в городе постоянно растет, но ощутимые сложности наблюдаются в часы пик, а таксист может позволить себе пополнить заряд батареи в дневное время, когда и спрос на перевозки ниже, и свободных мест больше. Тем более, что процесс зарядки из-за развитой инфраструктуры легко можно совместить с ожиданием заказа или перерывом на отдых.
Электрокар в доставке: надо перестроить подходы
Второе направление в коммерческом использовании электромобилей – это службы доставки и мелкие грузоперевозки.
Стоит признать, что в Беларуси пока это направление находится на начальном этапе своего развития.
Причин этому три. Первая – пока еще в относительно свежем состоянии находятся автопарки компаний, обновленные до «ковидного периода» бюджетными моделями, такими как Renault Logan, Kia Rio, Volkswagen Polo и Geely Emgrand.
Вторая причина, не позволяющая электрокарам доминировать в доставке и перевозках, – появление новых недорогих моделей с ДВС и наличие привлекательного кредитования на отдельные марки. Все-таки, в данном случае часто решают цены.
Наконец, использование электрокаров в коммерческих целях предполагает совершенно иную логистику. Например, на конечных точках маршрута такого транспорта должны быть зарядные станции, чтобы, пока идет загрузка-выгрузка, автомобиль имел возможность стоять на зарядке.
В Европе и Китае бизнес уже смог переформатироваться под особенности электротранспорта: зона покрытия доставки там разбивается на части по примеру мобильной связи, и передвижение каждого конкретного автомобиля происходит в пределах одной «соты». Плюс там крупнее города и плотность населения выше. На большие расстояния используются большегрузные автомобили или железная дорога.
А в Беларуси, которая по меркам Европы и так далеко не маленькая страна, бизнесу всегда надо быть готовым к решению самых неожиданных задач. Вдруг может возникнуть необходимость, к примеру, поехать в Брест, и никто не хочет иметь проблем с поиском зарядных станций.
Наконец, у нас еще не стало мейнстримом заботиться о комфорте водителя. Несмотря на то, что он проводит в кабине до 12 часов, кондиционер по-прежнему считается роскошью.
Заказы на коммерческий электротранспорт у «Атлант-М Электромобили» уже есть. В центре внимания бизнеса прежде всего малотоннажные фургоны и микроавтобусы до 3,5 тонн.
Такие модели, к примеру, готовы предложить два бренда Maxus (дочернее подразделение SAIC) и Foton.
Фургон Maxus EV80 Pro внешне похож на Ford Transit и имеет следующие характеристики:
- габариты – 5774 х 1998 х 2365 мм,
- колесная база – 3850 мм,
- мощность двигателя – 120 кВт,
- пиковый крутящий момент – 280 Н·м,
- емкость батареи – 77 кВтч,
- запас хода 320 км.
Пример конкурентоспособного микроавтобуса на электротяге – Foton Tuyano V EV.
- габариты – 5490x1980x1990 или 5490x1980x2195 мм,
- колесная база – 3510 мм,
- количество мест – 7 или 9,
- мощность двигателя – 135 кВт,
- пиковый крутящий момент – 330 Н·м,
- емкость батареи 53,58 или 77,28 кВтч,
- запас хода 305 или 400 км.
Нужно быть готовым, что реальный запас хода такого транспорта будет традиционно на ⅓ меньше заявленного, т. е. порядка 200-220 км. И тест-драйвы уже показали, что на две сотни километров и следует ориентироваться. При этом такого запаса более чем достаточно для локальных задач.
Важные преимущества, которые тоже стоит учитывать
Получается, что если бизнес готов реорганизовать свою логистику, то выгода использования электрического транспорта очевидна. И дело не только в расходах на топливо.
Это еще и налоговые льготы. Согласно Указу № 92 «О стимулировании использования электромобилей», юрлица плательщики налога на прибыль имеют право на инвестиционный вычет в пределах 100% от стоимости электромобиля.
Заметна экономия и на обслуживании автомобиля: стоимость ТО ниже, а интервалы – больше.
Так что несмотря на то, что на сегодня потенциал коммерческого электрического транспорта не раскрыт, но можно с уверенностью сказать, что за ним будущее. И в выигрыше будет тот, кто первым решится на новые подходы в логистике, организации бизнеса и заботе о водителе: экономическая выгода позволит идти на шаг вперед от своих конкурентов.