Для тех, кто еще присматривается к электромобилям и не готов полностью отказаться от ДВС, но хочет попробовать что-то новое, придумали гибриды. Они позволяют экономить на топливе и предоставляют бОльшую свободу в передвижении. Однако гибриды бывают разными, со своими преимуществами и недостатками, и сегодня мы расскажем о том, как не ошибиться в своем выборе.
Midl Hybrid
Для удобства мы пойдем от простого к сложному. Так называемые «мягкие гибриды» – это пример эффективного и относительно недорогого применения гибридных технологий на серийных моделях. Один из самых популярных кроссоверов на белорусском рынке Geely Atlas в первые годы выпуска оснащался атмосферными двигателями, затем появились турбированные моторы. А в ходе масштабного рестайлинга, когда модель превратилась в Atlas Pro, его силовая установка обзавелась гибридной составляющей. Такое техническое решение принято называть «мягким гибридом». К слову, одна из последних моделей Geely – Okavango – в этом плане брат-близнец Atlas Pro.
Секрет заключается в 48-вольтовом стартер-генераторе, и литий-ионной батарее. Стартер-генератор выполняет сразу две функции: на разгоне он добавляет 50 ньютоно-метров крутящего момента, убирает эффект «турбоямы», улучшает эластичность и позволяет экономить до 15 процентов топлива. А как только вы отпускаете педаль акселератора, он переходит в режим рекуперации, и заряжает батарею. В итоге, благодаря помощи стартер-генератора, даже 1,5-литровый мотор по ощущениям едет, как 2,5-литровый атмосферный.
Плюсы данной схемы. Это относительно недорогое решение, которое позволяет снизить расход топлива и улучшить эластичность двигателя.
Минус: в трассовых режимах без применения режима рекуперации сэкономить на топливе не получится. И, кстати, для таких гибридов не положены «зеленые» номерные знаки. А это значит, что у владельца мягкого гибрида не будет бесплатной парковки, возможности передвигаться по полосам движения для общественного транспорта, а также нулевой ставки транспортного налога.
Параллельные гибриды
Следующими по сложности, но зато первыми по очередности, в мире появились серийные «параллельные» гибриды. Суть данного вида транспорта понятна из названия: в движении автомобиль использует как ДВС, так и электродвигатель. При полностью заряженной батарее можно проехать энное количество километров исключительно на электротяге, в более динамичных режимах используется потенциал и ДВС, и электродвигателя, а на высокой скорости ДВС используется как основной источник энергии. В качестве примера можно привести гибридные модели Honda.
Плюсы схемы: при небольших поездках в городском режиме за счет рекуперации можно будет постоянно подзаряжать батарею, и использовать тягу электромотора.
Минус: по мере деградации батареи электродвигатель будет активироваться все реже и на меньшее время, за счет чего может вырасти расход топлива.
Подключаемые гибриды (plug-in hybrid, PHEV)
Следующим этапом развития гибридных авто стали PHEV-кары, или подзаряжаемые гибриды. В них для движения автомобиля также используется как ДВС, так и электродвигатель, причем при заряженной батарее можно передвигаться только на электротяге, в более динамичном режиме ДВС и электродвигатель работают синхронно, а на высокой скорости автомобиль движется за счет ДВС.
Главным отличием от предыдущей категории гибридов является возможность подзарядки батареи: подключив гибрид на ночь к розетке, вы можете гарантировать себе «электрический» пробег порядка 50-60 километров. Звучит не очень впечатляюще, однако для тех, кто постоянно передвигается по маршруту «дом-работа-дом», это отличный вариант сэкономить на эксплуатации автомобиля. Яркий пример подобного рода гибрида – кроссовер Mitsubishi Outlander PHEV. В первом поколении он мог проезжать на электротяге порядка 65 километров, во втором – уже около 80.
Плюс подключаемого гибрида – это возможность заряжать батарею от сети, что особенно выгодно при коротких поездках.
Минус: на высокой скорости гибрид будет использовать только ДВС, поэтому особой экономии топлива не ощущается.
Последовательные гибриды
Появление последовательных гибридов ознаменовало новую веху в развитии электротранспорта, сочетающего в себе преимущество электрокаров и авто с ДВС. Суть данной конструкции в том, что ДВС не передает свою энергию на ведущие колеса, а работает как генератор, заряжающий тяговую батарею. В прямом смысле этого слова: ночью вы заряжаете батарею, и с ее помощью можете проезжать от 120 до 350 километров исключительно на электротяге. А если вдруг поездка затянулась, запускается ДВС, который заряжает батарею, и вы можете спокойно продолжать свой путь.
Пионером «последовательности» стал BMW i3. Он выпускался в двух версиях: чисто электрической, и гибридной, которая обозначалась приставкой REX. В последнем случае, после разряда батареи, гибрид запускал 650-кубовый бензиновый двигатель от скутера BMW, который с помощью генератора позволял поддерживать заряд батареи и продолжать движение. Поначалу такая концепция не нашла широкого распространения, но в последние годы, к примеру, у китайских производителей появилось много моделей с такой трансмиссией, взять ту же линейку кроссоверов Li или Voyah Free.
Плюсы данной схемы – это отсутствие ограничений по пробегу. Если владельцы электрокаров при планировании поездок на далекие расстояния вынуждены подстраивать маршрут под сеть зарядных станций, то с последовательным гибридом такой проблемы нет. Ежедневные поездки вы можете совершать на электротяге, а когда понадобится отправится на отдых, просто заправляете полный бак бензина, и получаете все преимущества авто с ДВС.
Минусы? А вот минусов у данной модели гибридов как раз и не обнаружено. Мало того, что они проходят таможенную очистку как электрокары, что позволяет выгодно приобрести подобный гибрид, так еще и энерговооруженность у них – на зависть самым мощным моделям с ДВС. А это значит: отличная динамика, постоянно доступный огромный крутящий момент и, конечно же, абсолютная тишина в салоне, как дополнительный элемент комфорта.
Так что же выбрать?
Во-первых, нужно понимать, для чего приобретается гибридный автомобиль. Если пробеги небольшие, то можно ограничиться plug-in гибридом, который будет справляться со всеми поставленными задачами. Но если есть потребность перемещаться на расстояние от 100 километров и больше, и при этом периодически отправляться в путешествия на несколько сотен километров, то идеальный вариант – это последовательные гибриды. Это позволяет получить те самые преимущества ДВС и электрокара. В ежедневном режиме – экономия на топливе и отличная динамика, а в дальних поездках – не ограниченная автономность.
Типы гибридов | Запас хода на электротяге, км | Запас хода в комбинированном цикле, км | Расход топлива, л/100 км | Плюсы |
Midl Hybrid (“мягкий” гибрид) Geely Atlas Pro 4х4, Geely Okavango | 0 | 800 | 6,8 |
|
Параллельный гибрид Honda Insight 1.3 | 0 | 900 | 4,4 |
|
Подключаемый гибрид Mitsubishi Outlander 2.4 PHEV | 70-80 | 750 | 6,1 |
|
Последовательный гибрид Li One | 180 | 900 | 6 |
|