Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Минск
Могилев
+375 29 677-00-99

09.05.2024

Принцип домино: что надо знать об изменениях в уплате утильсбора и почему новые ставки отразятся на всех

С 31 марта 2024 года в Беларуси действуют новые ставки утилизационного сбора. И несмотря на то, что обычных граждан они напрямую не коснутся, а затронут деятельность компаний-импортеров и покупателей коммерческого транспорта, потенциально последствия отразятся на всей автомобильной сфере. Почему? Давайте разбираться.

Что такое утилизационный сбор?

Утилизационный сбор – это обязательный для всех автовладельцев (физических и юридических лиц) платеж, компенсирующий государству издержки, необходимые для утилизации автомобиля. Он вносится в бюджет единожды при ввозе транспортного средства (ТС) на территорию страны. Существует ряд исключений, когда утильсбор не платится.  Например, для отечественных брендов обязательства обеспечить безопасное обращение с отходами взяли на себя непосредственно производители.

Коротко об истории утильсбора

Обязанность платить утильсбор для всех ввозимых в Беларусь автомобилей появилась в 2014 году. Сперва использовались ставки в российских рублях. К примеру, физ. лицо за автомобиль до 3-х лет должно было заплатить 2000 российских рублей (порядка 56$ по тому курсу) и 3000 (85$) рублей за автомобиль старше трех лет. Ставки для юр. лиц на машину с объемом двигателя 1-2 л были такие: для авто категории М1 до 3-х лет – 26 800 росс. рублей (760$) и 165 200 (4 680$). 

Первое повышение утилизационного сбора произошло спустя два года, в феврале 2016-го. Платеж увеличился в 1,65 раз для юридических лиц и в 8,25 раз для физических. При этом правительство зафиксировало его в национальной валюте.   

В следующий раз ставки выросли в 2019 году: для физ. лиц – 544,5 и 816,7 рубля соответственно. Юридические лица (на примере ТС категории М1 с двигателем от 1 до 2 л) теперь вносили 1 459,3 и 8 995,1 руб. за машины старше/младше трех лет. 

В 2020-м году появилась новая «возрастная категория» для определения ставок утильсбора – старше 7 лет. За такие авто граждане должны были платить 1 225,1 рубля, а организации (для машин с двигателем 1-2 л) – 13 492,7 руб.

Что изменилось сейчас?

Сейчас, в 2024 году градация ставок снова поменялась: по возрасту они опять делятся на две категории:

  • до 3 лет включительно;
  • более 3 лет.

В отдельную категорию попали автомобили, ввозимые с территорий государств – членов ЕАЭС, вне зависимости от рабочего объема двигателя. Ставка составляет 544,5 и 816,7 рублей в зависимости от возраста.

Также тенденции в мире автомобилестроения заставили законодателей разбираться в тонкостях гибридных установок. Если раньше специальными (равными как для физ. лиц) ставками утилизационного сбора могли пользоваться только импортеры классических электромобилей, то теперь такие преференции предоставлены и поставщикам последовательных гибридов (те же 544,5 и 816,7 рублей для машин до и старше 3 лет). При этом для всех остальных видов гибридных установок ставки такие же, как для авто с ДВС.    

На этом хорошие новости заканчиваются. Особенно, для юридических лиц. Ставки по всем категориям транспорта для них существенно выросли. Например, для машин категории М1 в возрасте до 3-х лет и с мотором 1-2 л платеж теперь составит 11 645 рублей (плюс 5 530 руб.), что в 1,9 раза больше. Для машин старше 3-х лет новая ставка равняется 20 485 рублей (плюс 11 490 руб.), то есть в 2,3 больше. 

На машины с бОльшим объемом прибавка в долларовом эквиваленте может достигать почти 10 тысяч долларов. 

Отдельно стоит отметить еще одно новаторство документа: в отдельную категорию были выделены седельные тягачи. Ставки утильсбора для них варьируются от 32 948,37  до 228 488,52 рублей в зависимости от возраста, полной массы и экологического класса.

Транспортный налог на «премиум» вырос в 10 раз

К слову о повышениях. Поправки в Налоговый кодекс, действующие с 1 января 2024 г. предусматривают увеличение в 10 раз транспортного налога на определенную категорию транспортных средств – для автомобилей повышенной комфортности моложе 3 лет. 

В такой «премиальный» перечень вошли отдельные модели Audi, BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Lexus, Land Rover и весь модельный ряд Aston Martin, Aurus, Bentley, Bugatti, Maserati, McLaren, Maybach, Porsche и Rolls-Royce. 

Что означают изменения для бизнеса?

Изменение ставок утилизационного сбора нельзя назвать неожиданным для автомобильного бизнеса Беларуси. Разговоры об этом ходили давно, а после повышения на этот же платеж ставок в России в августе прошлого года аналогичные меры со стороны нашего правительства были лишь вопросом времени. 

При этом на каждом из игроков рынка повышение утильсбора скажется по-разному.

К примеру, белорусские бренды «БЕЛДЖИ» и МАЗ смогут позволить себе сохранить действующие цены, а это значит, получить дополнительное конкурентное преимущество. Примечательно, что «БЕЛДЖИ» на данный момент и так полный и безоговорочный лидер белорусского рынка. 

Как отмечает глава Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода, по  итогам 2024 года 72% всех продаж среди дилеров членов БАА приходится на продукцию отечественного бренда. МАЗ также не успевает закрыть спрос в сфере производства малотоннажной коммерческой техники.

В совершенно ином положении оказались импортеры машин из Китая, Европы, Америки и пр. их новые цифры коснулись напрямую. 

Да, в преддверии повышения ставок утильсбора  импортеры автомобилей почувствовали резкое увеличение спроса и смогли серьезно распродать свои склады. По данным БАА, совокупный показатель продаж новых автомобилей в первом квартале 2024 года составил 8 252 единицы, из которых на легковые авто пришлось 7 613 штук и 639 – на коммерческие авто. За март новых автомобилей реализовано 3 460 штук, из которых легковые автомобили составили 3 205 единиц. По отношению к первому кварталу прошлого года рынок вырос на 131%, а показатель продаж марта в 2,3 раза превысил аналогичный показатель марта 2023 года.

Но совершенно очевидно, что дополнительную нагрузку уже с апреля бизнес вынужден будет включить в себестоимость продукта, и цены на импортные автомобили вырастут ориентировочно ту самую разницу в новых ставках утилизационного сбора, то есть на 2-10 тысяч долларов. Тактика распределения этого бремени у каждого продавца может быть разной: постепенной с тем, чтобы избежать «проседания продаж» либо одномоментной, чтобы не нести потери из собственной прибыли. 

В целом в БАА оценивает, что новые ставки утилизационного сбора отразятся на ценах десятков тысяч автомобилей: порядка 7 тыс. автомобилей за год продаются у официальных дилеров, но реальные цифры импорта в разы больше.  

В свою очередь, серый бизнес, который и так использует в своей деятельности практику пригона автомобилей на конкретных физических лиц (включая возможности 140-го Указа для льгот по растаможке) от повышения утилизационного сбора, не пострадает, что создаст еще большее напряжение между «белыми» и «серыми» продажами.  

Что ждет обычных автомобилистов?

На первый взгляд может показаться, что физические лица, ввозящие автомобили для собственных нужд, с нововведениями не пострадают и даже в отдельных случаях выиграют. Например, при ввозе «возрастных» машин старше 7 лет – им придется платить меньше. 

Однако здесь есть несколько существенных нюансов. 

Во-первых, при выборе автомобиля для собственных нужд, нужно по-прежнему внимательно изучать, к какой категории ТС в рамках белорусского закона он относится. Например, пикапы в силу своей конструкции и грузоподъемности имеют грузовую категорию N1. Так было и раньше, но теперь цена ошибки существенно возросла: ранее за ТС категории N1 с полной массой не более 2,5 тонны в возрасте до 3 лет надо было заплатить утилизационного сбора 4 083,7 рублей, а теперь – 17 316,78 руб. 

Во-вторых, повышение утильсбора и, как следствие, стоимости коммерческого транспорта неминуемо повлечет за собой рост цен на услуги и товары для потребителей.

В-третьих, есть вероятность, что повышение цен на новые автомобили отразится и на вторичном рынке. Хотя как раз с «бэушкой» говорить о росте цен пока рано: перенасыщенность предложения на рынке и падение спроса со стороны россиян в последнее время может сдержать желание продавцов прикручивать к ценнику своих машин пару-тройку сотен долларов.  

Что в итоге?

В автомобильном сообществе повышение ставок утилизационного сбора прошло относительно спокойно: юр.лица были готовы к таким событиям, а для физ.лиц существенно ничего не изменилось. И даже официальные цифры – 25 тысяч проданных новых авто в 2023 году на фоне трехмиллионного автопарка страны – подталкивают к мысли, что новые ценники станут досадной неприятностью для очень небольшого круга покупателей. Однако автомобильный рынок, как и любая другая взаимосвязанная система, реагирует даже на узко направленные изменения. А вот насколько глобальной будет эта реакция – покажет время.

Поделись с друзьями