29.12.2021

Прогревать или ехать сразу? Разбираем самый спорный «зимний» вопрос

С приходом холодов автолюбители разделяются на три лагеря. Одни после тщетных попыток завестись идут на остановку общественного транспорта. Другие после запуска двигателя ждут, пока температура в нем достигнет определенного уровня. И третьи начинают движение сразу и считают, что такая привычка – отголосок прошлого и опыт минувших лет. 

Так нужно ли греть машину зимой и сколько на это требуется времени? 

Об этом мы спросили у Дмитрия Перлина – инженера-инструктора и преподавателя в ООО «Атлант-М Альянс», официальном дилере Toyota и Lexus в Беларуси, помощника директора Центра контраварийной подготовки. 

Дмитрий сразу предупреждает: это мнение не экспертное, а инженерное. Основано оно на библии для любого автомобилиста – на руководстве по эксплуатации автомобиля. 

Рекомендации производителя и реальность

«В современных «мануалах» говорится, что прогрев машины на месте вреден для двигателя и экологии!» – обязательно скажут некоторые автолюбители. 

– Отчасти это правильно,  – соглашается Дмитрий. – Отчасти, потому что условия эксплуатации в разных странах и широтах очень разные. Для регионов с теплым климатом, где температура редко опускается ниже +10, это абсолютно справедливое утверждение. Но для Беларуси, где зимой может быть и -30, все не так однозначно.

По мнению нашего собеседника, полный отказ от прогрева двигателя в суровые морозы впоследствии печально скажется на его состоянии. Ведь в режиме, когда масло в двигателе и коробке еще холодное и густое, механизмы фактически начинают работать без смазки. В итоге они подвергаются повышенному износу из-за трения и, как следствие, их ресурс стремительно снижается.

Еще один момент – далеко не все машины в наших широтах получают должное обслуживание, в том числе качественное масло. Поэтому вариант «сел и поехал» следует дополнить: «…на все деньги». Вам он точно подходит? 

Так что прогревать двигатель в мороз необходимо! Только нужно делать это правильно. Вот основные моменты.

Как долго надо прогревать двигатель? 

Если прохладно, и мороз небольшой, от 0 до -5, мотору достаточно двух-трех минут работы на «холостых» оборотах (заодно снег-иней очистим), и можно трогаться. Только первые километры, пока двигатель окончательно не прогреется, ехать стоит аккуратно, избегая высоких оборотов: примерно до 2500 об/мин на бензиновом и до 2200 на дизельном агрегатах. По мере прогрева нагрузку можно увеличивать. 

Те же правила действуют и для гибридных автомобилей, ведь по сути это тот же авто с двигателем внутреннего сгорания. А вот владельцам «электричек» зимой, можно сказать, повезло: электромобиль совершенно не нуждается в прогреве, а «печка» в нем начинает свою работу моментально.

В серьезный мороз (от -5 и ниже) греть двигатель придется дольше. В первые километры пути стоит придерживаться такого же принципа, что описан выше. Стоять на месте и греть до рабочей температуры – абсолютно бесполезно. Двигатель в движении в прогревается гораздо быстрее, чем стоя на месте на «холостых» оборотах, и ничего, кроме напрасно потраченного топлива и проблем с законом (об этом ниже), вы от длительного прогрева на стоянке не получите. 

Если ваш автомобиль оборудован сигнализацией с системой автозапуска – отлично! Перед выходом из дома достаточно заблаговременно нажать на кнопку запуска, и пока вы собираетесь, машина уже будет готова к поездке. 

О чем еще важно помнить?

Прежде всего, о требованиях ПДД. Согласно п. 140 Правил дорожного движения, остановка более 5 минут и стоянка транспортного средства должны осуществляться с неработающим двигателем. Нарушение этого регламента квалифицируется как нарушение остановки и стоянки транспортных средств по ч. 1 ст. 18.18 Кодекса об административных правонарушениях, штраф за это нарушение составляет 1 б.в.

Во-вторых, важно соблюдать допуски к моторному маслу, и требования к вязкости, которые указывает автопроизводитель. Причем методика предписаний у каждого из брендов своя. Volkswagen AG, например, жестко указывает допуск, скажем, VW-Norm 502.00. И в нем «зашифровано» все, в том числе вязкость для данного региона. A Toyota Motor Co не практикует собственные допуски к смазочным материалам и ссылается на международные классификации, например, API - SM, SAE - 5W30.

Многолетняя практика обслуживания и ремонта показывает: соблюдение этих требований очень помогает сохранить «здоровье» двигателя на многие сотни тысяч километров, и эксперименты здесь совершенно неуместны. 

А вы прогреваете свой автомобиль зимой или считаете, что в этом нет необходимости?

Поделись с друзьями