Продать побыстрее и подороже — естественное желание любого, кто решил сменить авто. Но как определить ту самую «золотую» цифру, чтобы и владельцу внакладе не остаться, и авто в «залежалый товар» не превратить?
«А чего там разбираться? Чем выше год и меньше пробег — тем больше цена!» — скажет обычный автомобилист. И будет прав, но лишь отчасти: на самом деле существует множество факторов, которые очень сильно влияют на стоимость автомобиля с пробегом. И сейчас мы их перечислим. Экспертом в этой сфере выступил Андрей Смиловенко, заместитель управляющего «Атлант-М автомобили с пробегом».
Кузов: не так страшна перекраска, как ее малюют. Или страшна?
Один из важнейших факторов, влияющих на остаточную стоимость авто, — это состояние его кузова. Использование красок на водной основе привело к тому, что редкий 5-летний автомобиль может похвастаться идеально сохранившимся кузовом в родной краске. Из-за различных мелких повреждений и агрессивных реагентов на дорогах коррозия довольно быстро возникает на уязвимых для этих факторов местах — передняя кромка капота, пороги, колесные арки.
Вывод №1: У редкого авто в возрасте беспроблемный кузов, поэтому сам факт перекраски ни о чем не говорит.
Так как же быть, если у кузова есть очевидные изъяны? Ржавый авто резко теряет в цене, а перекрашенный вызывает у покупателей сомнения, и цену нужно снижать (как правило, речь идет о скидке от 500 до нескольких тысяч рублей).
Не стоит драматизировать: покраска покраске рознь. Одно дело, если перекраска была сделана на дилерском сервисе для устранения мелких дефектов и незначительной коррозии, и другое — гаражный ремонт, чтобы скрыть сильные кузовные повреждения, например, после серьезного ДТП.
Вывод №2: Важно понимать, что стало настоящей причиной перекраски.
Также важное значение имеет то, какой именно элемент был перекрашен: крыло, капот и бампер (съемные детали, которые можно заменить на новые) или силовые элементы кузова, стойки крыши и сама крыша. Последние, будучи «облитыми», могут свидетельствовать об очень серьезной аварии, после которой восстанавливалась геометрия кузова. И это немалый «минус», который может снизить цену авто на 20-40%.
Двигатель и ходовая часть: кто захочет знать, тот узнает
Состояние двигателя — тоже важный фактор, но здесь все немного проще. Во-первых, сам по себе факт ремонта основных узлов не влияет на стоимость так критично, как серьезный кузовной ремонт.
Вывод №3: Двигатель, коробка и подвеска — это не так «больно», как кузов!
Во-вторых, в современном мире довольно просто получить информацию о тех или иных «семейных болезнях» конкретного авто — поэтому многие из них можно выявить уже на первоначальной стадии. Иными словами — кто предупрежден, тот вооружен.
Вывод №4: «Болезни» основных узлов легко найти в сети
В-третьих, с помощью компьютерной диагностики можно обнаружить определенные дефекты (если их не скрыли преднамеренно).
Ну, а с подвеской вообще проблем минимум: на любой СТО вам «поставят диагноз» и посчитают, сколько будут стоить работа и запчасти и эту сумму можно вычитать из стоимости.
Вывод №5: Вся дополнительная информация — с помощью диагностики
«Биография» автомобиля напрямую влияет на цену
Как бы удивительно ни звучало, но еще один важнейший критерий — это история автомобиля. Для иллюстрации возьмем два противоположных примера. «Один хозяин, покупалась новой, все ТО на фирменной станции, в ДТП не была» и «Пригнана из России, в ПТС 5 владельцев». В первом случае достаточно просто проверить, соответствует ли информация действительности, а во втором — задуматься, стоит ли вообще связываться с таким вариантом. Особенно на фоне продолжающейся эпопеи с «двойниками» авто, которые находятся в залоге у банков и лизинговых компаний. Неудивительно, что большинство авто с российской регистрацией продается со значительными скидками, причем речь идет не о потенциально залоговых, а вообще о большинстве таких машин в продаже.
Вывод №6: Документы могут многое рассказать и от многого уберечь
Версия/модификация: если авто одной модели, это не значит, что цена будет одинаковая
Один и тот же авто может выпускаться в нескольких модификациях, и каждая будет иметь свои особенности. К примеру, два внедорожника с дизельным и бензиновым мотором, с АКПП или МКПП, в полном или моно приводе — и это может иметь важное значение при формировании цены. Очевидно, что при разных вариациях автомобили будут стоить по-разному
Вывод №7: Цену формирует спрос на конкретную версию и даже модификацию авто.
Второй пример: премиальный авто выпускается в зелёном и в чёрном цвете. Логично предположить, что второе должно быть дороже.
Вывод №8: Любой нюанс имеет цену.
Комплектация: наконец-то логика торжествует!
А вот в этом случае все действительно просто: хорошая комплектация (особенно с широким списком дополнительного оборудования) очень сильно влияет на цену подержанного авто. И главное, этот критерий можно легко сопоставить с другими экземплярами на рынке. Если представлены в основном «середнячки» из корпоративных парков, а у вас лимитированная спецверсия с многочисленными опциями, это повод ставить цену выше.
Вывод №9: Чем «богаче» комплектация, тем цена выше
Пробег, год выпуска: сравниваем не только цифры, но и суть
Ну, а теперь перейдем к самым очевидным факторам, которые на деле оказываются не такими уж очевидными. Берем два примера: автомобиль 2015 года выпуска с пробегом 90 тысяч километров и автомобиль 2014 года с пробегом 170 тысяч. При прочих равных понятно, что первый должен быть заметно дороже, но в том-то и дело, что эти «прочие» могут быть не равны.
Первое авто — это служебная машина в крупной компании. Она передвигалась только по городу, короткими «перебежками» и много стояла в пробках. Второе авто — личный автомобиль, владелец живет за городом и каждый день ездит на работу.
Что имеем? В первом случае автомобиль больше наматывал не километры, а «моточасы». Сюда же можно добавить вопрос и общего состояния машины: служебный транспорт не берегут так же, как личный. Именно поэтому авто на год старше и с почти вдвое большим пробегом может оказаться равноценным или даже стоить дороже.
Вывод №10: Даже если мы имеем дело с количественными характеристиками, на ситуацию нужно смотреть в комплексе.
— Рассуждая о том, как формируется цена для б/у автомобиля, мы смогли сформулировать 10 основных выводов, — подводит итог Андрей Смиловенко. — И на первый взгляд эта задача не кажется сложной. Но как только автовладелец переходит от теории к практике, выясняется, что определение объективной цены требует немало времени и усилий. Необходимо проанализировать объявления, изучить тонкости комплектаций, съездить посмотреть нескольких «соперников». И это, напомню, будет лишь первый этап продажи: собственник просто поймет, какую цифру указать в объявлении. Можем ли мы представить растерянность человека, который в последний раз продавал свой автомобиль три, пять, десять лет назад? Как удержать в голове все нюансы, о которых мы говорили? К слову, специалисты дилерских центров, где есть возможность сдать свой автомобиль в trade in, руководствуются не одним десятком, а пятью десятками параметров и критериев. И определяют стоимость авто они не один раз в несколько лет, а в режиме непрерывного потока. Поэтому самостоятельно освоить премудрости вторичного рынка автомобилей ради разовой продажи — это, конечно, увлекательно, но не очень эффективно с точки зрения траты ресурсов. Намного проще обратиться за помощью к профессионалам. Получить исчерпывающую информацию, изучить условия и специальные предложения. А там — кто знает, какой из вариантов покажется подходящим. Может, приехав в автоцентр на старой машине, вы уедете домой на новой.