Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Минск
Могилев
+375 29 677-00-99

05.02.2020

Автомобиль выехал из автосалона — и сразу потерял в цене 30%? Выясняем, где правда, а где вымысел

«Новую машину брать не имеет смысла, — уверена немалая часть автомобилистов. — Как только ты выезжаешь из автосалона, сразу теряешь минимум 30 % от цены нового авто». Так ли это на самом деле, что влияет на остаточную стоимость и какие авто самые ликвидные — читайте в нашем материале.

Новый или подержанный?

Представьте, что перед вами два совершенно одинаковых авто, которые уже имели владельцев, но обстоятельства владения в обоих случаях отличались кардинально.

В первом автомобиль был куплен, зарегистрирован, но по каким-то причинам не эксплуатировался и потому на одометре всего лишь 50—100 километров.

Во втором авто был куплен, зарегистрирован, застрахован, прошел техосмотр, эксплуатировался на протяжении 3—4 месяцев и проехал, к примеру, 5 тысяч километров.

Вопрос: можно ли считать эти автомобили равноценными, или подержанными?

Конечно же, первое авто с чистой совестью можно назвать новым, а тот факт, что у него уже был владелец, обеспечит скидку максимум 5 %—7 %.

Во втором случае речь идет про «вторые руки», ведь авто эксплуатировалось, — а значит, скидка будет не меньше 10 %—15 %. На большую уступку рассчитывать нет смысла, ведь состояние новой машины никуда не делось.

Если бы мы всего лишь поменяли место совершения сделки — вторичный рынок на автосалон — то вы бы наверняка заинтересовались предложением. Сравните: «Новый авто за 20 тысяч рублей — или за 18 тысяч, но выпущенный полгода назад и с пробегом в 5 тысяч?».

Именно поэтому миф «выехал из автосалона и потерял 30 %» несостоятелен. Однако есть и другие факторы, которые могут повлиять на остаточную цену.

Ликвидность

Чтобы объяснить, что такое ликвидность автомобилей (свойство активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной), возьмем два авто одной марки и модели, но в разных комплектациях.

Допустим, первое представлено в максимально доступной версии — белый цвет, колпаки вместо легкосплавных дисков, маломощный мотор и скудное оснащение, даже без кондиционера. А второе — в самой ходовой комплектации и востребованного цвета. Какое из них быстрее заинтересует покупателей?

Вероятнее всего, второе авто, потому что оно больше соответствует запросам покупателей. Его даже спустя 3-5 лет продать будет гораздо проще. Это и есть ликвидность: второе авто быстро продастся, причем со скидкой в 10 %—15 %, а владельцу первого придется постепенно снижать цену, чтобы заинтересовать покупателей. И вполне возможно, что скидка в итоге окажется даже больше предполагаемой.

«Классовое» неравенство

Остаточная стоимость автомобилей очень сильно зависит от их популярности на рынке. И мы сейчас говорим не о версиях оснащения или цветах, а о классах и сегментах. Достаточно взглянуть на топ-10 продаж белорусского рынка, чтобы понять: больше всего у нас любят компактные седаны и кроссоверы. А вот среднеразмерные седаны или пикапы, наоборот, находят гораздо меньше покупателей.

Это значит, что модный кроссовер стоимостью 60 тысяч рублей спустя пару месяцев продать можно быстрее и выгоднее, чем равноценный пикап. Причина проста — клиентов на него меньше и потому скидка должна быть больше.

Сила бренда

Отметим и влияние бренда на остаточную стоимость. Продукция известных производителей имеет устойчивую репутацию, четкое ценообразование и высокую ликвидность на вторичном рынке. Когда счет продаваемых авто одной модели идет на тысячи, то реальная стоимость подержанного экземпляра определяется легко, примерно как котировка акций на бирже. Пробег, состояние, комплектация, цвет — все укладывается в четкую статистику. А вот с малоизвестными или еще не зарекомендовавшими себя брендами ситуация сложнее: едва авто перейдет в категорию б/у, то сразу же может потерять до 30 % от стоимости.

Покупатель быстрее выберет популярную модель, входящую в топ продаж уже несколько лет, чем редкий подержанный автомобиль непонятной надежности. А значит, вам придется сильно снизить цену, чтобы предложение стало привлекательным.

Считаем и сравниваем

В заключение обратимся к цифрам. Для примера возьмем популярные модели новых авто в 2019 году согласно официальной статистике. Сразу оговоримся, что это не полноценное исследование: мы не берем в расчет состояние автомобилей, изменение цен в салонах, а также курсовые колебания. Но, учитывая относительную стабильность внешних факторов в последние годы, сопоставление цифр дает представление о ценообразовании на рынке. Стоит понимать также, что у лидеров продаж цифры, как правило, «красивее», ведь такие модели более ликвидны.

Новый Volkswagen Polo Sedan Gt, под капотом у которого 1,4 TSI DSG, сегодня стоит от 33 690 рублей, тогда как варианты 2017—2018 г.в. на рынке вторички выставлены за 24,5—30 тысяч рублей. Это значит, что за 2—3 года они потеряли от 10 % до 27 % по отношению к сегодняшней цене. Если же говорить об экземплярах 2019 г.в., то снижение стоимости будет в пределах 2 тысяч рублей, или 6 %.

Согласно данным российских исследований, неплохие показатели по ликвидности демонстрируют «корейцы». Посмотрим, сколько стоит бестселлер Kia Rio. Машины в комплектации Luxe (механика, 1,6 л, бензин, седан) 2017 г.в. на вторичном рынке продаются за 24,2—24,6 тысячи рублей. Авто 2018 г.в. предлагают за 27,4 тысячи рублей. Если взять цену нового авто без скидки — 29 250 рублей — то потери на третий год эксплуатации Rio составят 16 %—17 %, а на второй — около 6 %. С учетом скидки (кстати, сегодня новый Rio в такой же комплектации можно купить за те же 27,4 тысяч рублей) разница между ценой на «двухлетку» и новое авто практически равняется нулю. Впрочем, вторичка предполагает торг, поэтому все же минимальной потери в стоимости не избежать.

Любые машины с годами дешевеют. Но происходит это с разной скоростью не только для отдельных брендов, но и различных моделей и комплектаций. Вывод — при выборе нового авто лучше ориентироваться на тенденции рынка и подыскивать популярную модель известного производителя с хорошей репутацией и в востребованной комплектации. Это в случае, если у вас нет каких-то особых запросов (к примеру, нужен именно пикап). И тогда миф «авто выехал из салона — подешевел на 30 %» для вас действительно будет мифом.


Поделись с друзьями